Памятник культуры
|
Характеристика
|
Бернини
Лоренцо. Собор Святого Петра в Риме.
|
|
Растрелли. Екатерининский дворец.
|
|
Рубенс «Снятие с
креста».
|
|
Рембрандт
« Отречение апостола Петра».
|
|
1.
За пределами плафонной церковной живописи эстетика барокко воплотилась в
творчестве Питера Пауэла Рубенса (1577-1640). Написав два алтарных триптиха
«Водружение креста» (1610-1611) и «Снятие с креста» (1611-1614), он стал
законодателем нового стиля в живописи Фландрии и величайшим художником барокко.
В триптихе «Снятие с креста» (1611-1614),
ритм композиции задает плавный S-образный изгиб тела Иисуса, которому
вторят абрис каждой фигуры, каждый жест, каждая складка одежды. Таким
образом, художник направляет взгляд
зрителя к только что снятому с креста мертвому Христу, почти падающему на
протянутые руки Иоанна. Несмотря на драматический сюжет обеих алтарных картин,
они подчеркивают прежде всего внешнюю красоту и пышное великолепие.
2.
Лоренцо Бернини создавал свои ансамбли в
расчете на внешний, «театральный» эффект.
Именно такой эффект производит главный
архитектурный ансамбль Рима — возведенный еще в эпоху Ренессанса исполинский
собор Св. Петра и площадь перед ним (1656-1667), оформленная Бернини как
продолжение храма. От краев фасада тянутся крытые галереи-коридоры, украшенные
гигантскими оконными проемами и сдвоенными пилястрами между ними. Галереи
очерчивают перед храмом трапециевидный участок с обширной соборной папертью. От
них двумя рукавами по эллиптическим кривым расходятся колоннады, состоящие из 284
колонн тосканского ордера, расположенных в четыре ряда. Завершающий их
антаблемент по всей длине венчает балюстрада со скульптурами святых над каждой
колонной. Вместе с аналогичной балюстрадой на фасаде она как бы соединяет в
неразрывное целое площадь и собор. Сам Бернини сравнивал рукава колоннады с
объятиями Церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. Обелиск в центре
и два монументальных фонтана по горизонтальной оси площади воспринимаются не
как ренессансное наследие, а как характерные черты архитектуры барокко. Именно
обелиски в барочном Риме стали наиболее активным элементом упорядочивания
архитектурной среды. Их иглы, мерцающие в солнечном свете и видимые на большом
расстоянии, обладают магической способностью стягивать пространственную
перспективу.
3.
Оба фасада этого дворца (один обращен к регулярному парку, а другой — к
обширному двору) щедро украшены объёмными архитектурными и скульптурными
деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания длиной триста шесть метров. Особенно наряден
парковый фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживают парадный
второй этаж Сочетание ярких цветов — голубого, белого, золотого — дополняет
общее праздничное впечатление от фасада. Возможно, образцом для Растрелли
послужил королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главных
фасада и система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском Селе и несколько
парковых павильонов («Грот», «Эрмитаж»).
4.
Рембрандт изображал не просто натуру, а жизнь человека, его внутренний мир.
Внешний, событийный ход жизни являлся лишь отражением внутренней борьбы,
душевных мук и исканий. Он писал портреты-судьбы, портреты-биографии, отмечая
на лицах людей следы испытанных ими переживаний. В каждом созданном им образе
присутствует ощущение прожитого и пережитого — страха, отчаяния, одиночества,
предательства, любви, преданной дружбы. Такова картина «Отречение апостола
Петра» (1660). На ней изображен момент, когда служанка, взглянув на апостола,
узнала его и сказала, что он был с Иисусом. Петр же, виртуозно разыграв
изумление, ответил, что не знает Его. Эта внешняя сторона события имеет
глубокий внутренний подтекст. Лицо Петра отражает сложную гамму чувств — он
сознает свое предательство, но страх и какое-то общее оцепенение не оставляют
места для раздумий, он отрекается почти машинально. Вместе с тем в
величественном облике старца угадывается не только смятение человека,
поддавшегося страху. В нем ощущается и та могучая душевная сила, которая
позволит ему страстно проповедовать учение Христа, создать в Риме первую
христианскую общину, перенести массовые казни христиан и бестрепетно принять
смерть на кресте, выбрав для себя распятие вниз головой, чтобы не быть
уподобленным в смерти Учителю.
Драматическая
коллизия в немалой степени воплощена благодаря специфическому для барокко
контрасту густого мрака и мерцающего в нем таинственного света. Удивительное по
красоте сочетание красных, золотистых и коричневых тонов, то переливающихся,
как драгоценные камни, то струящихся, как лунный свет, оживляет образ.
Золотисто-бежевый цвет хитона Петра, словно излучающий мягкое сияние и
вибрирующий в душном коричневом сумраке, передает минутную душевную слабость
апостола. В то же время он порождает ощущение цельности натуры Петра, мощи и горения
его страстной души. Доходящий до отчаяния трагизм, резкий контраст света и
тени, эффект воздушной дымки, обволакивающей предметы, подчинение всех
элементов картины одному эмоциональному стержню — дань традициям барокко —
сопряжены у Рембрандта с такой глубиной психологического анализа, что выводят
его творчество далеко за пределы этого стиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий